Магазины без продавцов

Магазины без продавцов: минус в плюс

Беспилотные автомобили, дополненная реальность и искусственный интеллект уже не термины из научной фантастики, это - реальность. С каждым днем новые технологии все глубже проникают в нашу жизнь. С их помощью не только автоматизируются производственные процессы, но даже роботизируются отдельные профессии. К примеру, недавно был создан и успешно запущен сервис юридических консультаций, эффективность которого значительно выше, чем у людей-юристов.

Безусловно, возможность сэкономить на расходах на сотрудниках особенно привлекательна для рынка ритейла. До недавнего времени этот вопрос частично решался за счет развития электронной коммерции, где и были сосредоточена основная масса инновации. Однако в прошлом году время кардинальных изменений настало и для офлайн-ритейла.

Шведский стол

В конце 2016 года в Швеции появился первый круглосуточный магазин без персонала. Что показательно, открыл его вовсе не один из крупных игроков рынка, а простой программист из глубинки - 39-летний Роберт Элиасон. На такую мысль его натолкнула вполне житейская ситуация. Поздно вечером мужчина случайно разбил бутылку с детским питанием, и ему пришлось проехать 20 километров до ближайшего супермаркета, чтобы купить новую смесь.   

store.jpg

Недолго думая, Роберт написал мобильное приложение, благодаря которому покупатели его офлайн-магазина в маленьком городке Винек могут разблокировать двери и совершить покупки. Выбрав товары, они просто сканируют штрих-коды с помощью смартфона, и спокойно идут домой. По итогам месяца всем покупателям выставляются электронные счета. Единственное, что отличает мини-маркет Роберта от обычного магазина у дома - здесь не продают сигареты и лекарства, чтобы не провоцировать кражи.

Любопытно, но именно шведы оказались самой предприимчивой нацией в нише ритейла без персонала. В начале 2017 года шведская компания Wheelys открыла в Шанхае первый магазин без продавцов и касс. Технология та же: чтобы попасть в магазин, нужно установить приложение на смартфоне и привязать его к банковской карте.

17362701_10156098707893782_9187385101187968467_n.jpg17457258_10156098707898782_3435071062461293994_n.jpg

Двери в магазин открываются, когда к ним приближается зарегистрированный клиент. Покупки также сканируются и на выходе из магазина приложение списывает средства на их покупку с кредитной карты. Вместе с тем, собственники магазина в мегаполисе не так беззаботны, как в маленьких городках. В целях безопасности и предотвращения краж здесь работают видеокамеры.

Amazon говорит: “Бери и иди”

Автоматизированные магазины появлялись и ранее 2016 года, но в них применялись более простые технологии, такие, например, как электронные терминалы. Увы, подобные торговые точки, как правило, становились убыточными.

Нынешние инновации, похоже, готовы изменить ситуацию к лучшему. Во всяком случае, ставку на это делает один из крупнейших онлайн-ритейлеров мира - Amazon.

 

06AMAZONweb-superJumbo.jpg

В конце прошлого года компания запустила бета-версию продуктового магазина формата “grab and go” (бери и иди - англ.) для своих сотрудников в Сиэтле. В основе решения - автоматизация и искусственный интеллект (Artificial Intelligence, AI - англ.). В магазине нет ни кассиров, ни служб безопасности. Покупатель устанавливает на смартфон приложение, которое автоматически формирует виртуальную корзину, сканируя, когда продукты снимаются с полок и возвращаются на место. На выходе сумма списывается со счета посетителя. В планах ритейлера - сделать Amazon Go (такое название получила этот вид розничной торговли) доступным для широкой публики.

Примечательно, что Amazon начал осваивать офлайн-ритейл лишь годом ранее - с книжных магазинов в Сиэтле, а затем в Сан-Диего, Портланде, Бостоне и Чикаго. Похоже, скоро мы услышим от этой акулы мирового ритейла много интересного об офлайн-торговле.

Покупатель требует!

Если же говорить о мировом рынке ритейла в целом, то в ближайшие годы доля технологичных офлайн-ритейлов на нем будет только расти. Потому что моду на новые технологии диктуют сами покупатели.

По данным Sonar (подразделение собственных  исследований Дж. Уолтера Томпсона), потребителям чрезвычайно интересно, как технологии, к примеру, искусственного интеллекта будет применяться в ритейле. 70% американских миллениалов и 62% британских подростков говорят, что будут поддерживать ритейлеров, которые используют AI.72% и 64% респондентов соответственно считают, что с помощью искусственного интеллекта ритейлеры смогут с большей точностью предсказать их предпочтения, как покупателей.   

353