Будущее украинского ритейла: почтоматы

Онлайн покупки становятся для нас все более привычными, и это в который раз подтверждают результаты исследования компанииTNS Ukraine. По данным компании, ежегодно количество онлайн-покупателей увеличивается на 3-4%. На первый взгляд, - немного, но уже за два последних года этот показатель вырос с 2,6 до 3,9 миллионов человек.

Изменения в поведении потребителей, а также тенденции, которые характерны для мирового рынка, заставляются украинских ритейлеров задуматься над изменением подходов к продажам. Ведь то, что происходит на зарубежных рынках, приходит в Украину спустя 1,5-2 года, так что времени на принятие решений украинскими ритейлерами остается не так уж много.

Что же в мире случилось такого, что может изменить украинский рынок ритейла? Сегодня мы остановимся на одной из самых ярких тенденций. Согласно результатам ежегодного исследования розничной торговли, проведенного консалтинговым подразделением CiscoConsultingServices, 40% потребителей хотели бы забирать заказанный товар в камере хранения в удобном для них месте. То есть, оплатить интернет-покупку в одном терминале и тут же забрать ее в другом, находящемся неподалеку.

Чтобы сделать совершение покупок максимально удобным для покупателя, мировые розничные сети все время ищут новые возможности, меняя инфраструктуру онлайн-торговли. Одним из инновационных решений, в частности, стало создание сети автоматических почтовых станций (или же – почтоматов). Используя этот сервис, интернет-магазин получает возможность строить более гибкую систему логистики, а клиент — совершать покупки быстро и в удобное для себя время. Принцип работы почтомата достаточно прост: при заказе товара в интернет-магазине клиент указывает конкретный аппарат, из которого он хотел бы получить посылку, после проведения платежа ему пересылается ее ID и время, когда можно забрать товар. ID посылки вводится через интерфейс почтомата, после чего в нем открывается нужная ячейка.

Первый почтомат был изобретен австрийской компанией KEBA, мировым лидером индустрии технологий автоматизации. В 2001 году такие станции впервые использовала компания DHL ParcelGermany в Германии. Новый сервис доставки пользовался огромным спросом и уже в 2009 году количество станций увеличилось до 2400, а в 2011 году - до 3000 станций. Успешный опыт DHL в Германии распространился на всю Европу.

Но что особенно интересно - в Украине сеть автоматических почтовых станций активно развивает «Приватбанк». На сегодняшний день банк владеет почти 400 почтоматами, а к 2015 году планирует увеличить их число в 3 раза. Это значит, что «Приватбанк» превратит свою сеть в одну из самых крупных в Европе!

«Если ритейлеры полагают, что в какой-то момент все застопорится и они могут подождать, чтобы вскочить на подножку в последний момент, то они ошибаются. Темпы принятия новых технологий и их развития растут по экспоненте, и этот рост продолжится», - отмечает Дуг Стивенс, один из ведущих консультантов по розничной торговле в мире, футурист и основатель компании RetailProphet.

Потребители, действительно, очень быстро привыкают к хорошему, и со временем не могут представить себе жизнь без удобных и привычных вещей, одной из которых станут и почтоматы.

Залкин Сергей, директор компании Ustor

600