Стадии развития мерчендайзинга. На какой из них ваш бизнес?

Чтобы понять, насколько развит мерчендайзинг в конкретной розничной точке или сети, стоит обратиться к стадиям его развития в мировой практике.

Стадии развития мерчендайзинга
Обычно выделяют пять из них:
Первая – это выкладка продукции согласно планограмме поставщика. Такой поход, по сути, не учитывает интересы магазина.

Вторая – выкладка согласно совместно разработанной магазином и поставщиком планограмме. В данном случае интересы торговой точки соблюдены в большей степени.

Третья – создание индивидуальных стандартов мерчендайзинга поставщиком под каждую торговую сеть, в котором представлен его товар. Поставщик стремится максимально выделить свой продукт и привлечь, таким образом, внимание покупателей.

Четвертая – категорийный мерчендайзинг. Реализуется торговой сетью. Акцент ставится на мерчендайзинге всей категории продукции. Поэтому влияние производителей на выкладку в магазине сводится к минимуму.

Пятая – переход от категорийного мерчендайзинга к категорийному менеджменту (CMAR – consumer marketing at retail). Каждая категория товара рассматривается, как отдельная бизнес-единица со своими показателями оборота и прибыльности, своими целями и стратегиями. Сотрудничество между розничной сетью и поставщиками на этой стадии максимально и выстраивается по принципу совместного построения бизнеса.
В настоящее время мерчендайзинг большинства небольших магазинов в Украине находится на второй стадии развития. А вот крупные игроки рынка ритейла уже перешли на четвертую.

А на какой стадии находится ваш бизнес, вы уже определили?

509